Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

"А мой считает в уме!.." Почему важно
правильно оформлять выполненное задание

Литун Мария Сергеевна
Наверное, многие родители с обидой заглядывали в детскую тетрадь, где всё решено правильно, но из-за неправильной записи, неполных пояснений и тому подобного находили там 4 ... или даже 3!!
Это вдвойне обидно, если вы знаете про своего ребёнка, что он и правда считал в уме, но не стал писать этот столбик или строчку уравнения. И хочется немедленно начать бороться с косностью системы, которая топчет индивидуальность.
Не торопитесь.
Я бы сказала, во-первых, а чего вы, родители, так циклитесь на оценках? Это же не ваши оценки, не вашего родительства (по крайней мере, не напрямую). В случае если она ниже ожидаемой,  уместно было бы примирить ребёнка с этой реальностью, а не бунтовать за него и вместо него. Если вам кажется, что учитель несправедливо придирается, вспомните, сколько у него учеников, и как это энергозатратно - придираться хотя бы к половине из них. К сожалению, многие родители видят в замечаниях учителя личную неприязнь к их ребёнку. Это опасное заблуждение, так как такое смещение фокуса с работы над ошибками и недочётами на личные отношения с учителем способны сильно помешать вашему ребёнку обучаться. Если замечания учителя не совсем понятны, можно обратиться за дополнительными разъяснениями.
Во-вторых, оценка – это важная часть обучения, своеобразный компас, который помогает ученику ориентироваться в процессе. Личностная же задача ребёнка состоит в том, чтобы правильно реагировать на оценку и корректировать свою деятельность. Это не оценка личности ребёнка и тем более его талантов! Родители помогают ребёнку в обучении тем, что вместе радуются его успехам, победам и учат принимать временные трудности, неудачи, совершать новые попытки, воспринимать их как часть жизни, а не катастрофу.
К сути.
Форма записи важна. Очень важна. Кажется, да что там записывать во втором классе, всё и так понятно, мой в уме всё посчитал. В том, что он посчитал в уме, не сомневается даже учитель, у него таких уникумов 2/3 класса (которые почему-то рассасываются к 9-му). Цель урока математики - не нахождение результата вычисления, как многим кажется. Настоящая цель - научить мыслить. И вообще вся цель школы - это не только дать какую-то информацию, чтобы ребёнок её выучил. Настоящая цель - научить думать. На примере простых задач дети не учатся искать результат. Они учатся формулировать условие, выделять главное, сжато и ясно это записывать. Вести конспект. Учатся логическому следованию мысли, где было это - следовательно вот это. Попросите вашего ребёнка восстановить по записи условие задачи - это легко сделать, или на следующий день уже и смысл потерялся? Если да - запись сделана плохо. И это на самом деле важнее, чем решение (которое было правильным).
Пропуски строк в решении.
Пример:
28у+у-143=472
29у=615

Здесь пропущено две строки: сложение игреков и перенос через знак равно 143-х. Но всё верно. Ребёнок решил в уме. На этом простом примере он не запутался, всё отлично. Но если он привыкнет так записывать, в старших классах при решении сложных квадратичных или тригонометрических уравнений, он может допустить ошибку и не смочь её даже обнаружить, у него будет пропущено звено, где он, например, перепутал знак. Или случайно, считая в уме, потерял десяток (так бывает!). Он не сможет увидеть свою ошибку, взглянув на строчку выше, потому что пропущена ступень, и ошибка не очевидна. Или ему придётся считать заново, что приведёт к значительной потере времени. Это очень досадная ерунда. Она может стоить ему поступления в институт. Я уже не говорю о том, что он в принципе может столкнуться со сложностями в понимании логики решения.
Ясный почерк, привычка писать цифры в клетках и разборчиво - это, конечно, приятно учителю, проверяющими тетрадки сотнями и очень поднимает ему боевой дух, укрепляет расположение к ученику. Но в первую очередь это всё нужно самому ребёнку. Школа сейчас крайне демократична в плане почерка на самом деле. Но верную запись условия, форму решения, способ решения нельзя убрать ради креатива, потому что с этим придётся убрать сам процесс обучения. Если вы бунтуете против этих правил - вы усложняете жизнь своему ребёнку. Научите его писать решение полностью с пояснениями. Скажите, что это важно. Ваш ребёнок не перетрудится, написав лишнюю пару строчек.
Также не будем забывать, что каждая работа, будь то поделка или выполненное домашнее задание по английскому, это личный проект ребёнка. Его деятельность состоит из таких проектов, оценивает их не только учитель, но и он сам. Оформление вида выполненной работы само по себе является образовательным процессом, в котором отрабатываются не только навыки структурирования материала, но даже элемент эстетики, который важен для ребёнка. Хорошо оформленная работа даёт чувство завершённости, целостности. Это само по себе укрепляет мотивацию к обучению.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»